Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Ткач, Евгения Сергеевна (кандидат исторических наук; младший научный сотрудник)
Заглавие : Модели распространения культур шнуровой керамики в Верхнем Подвинье
Серия: Археология
Место публикации : Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 2. - С.621-638: рис. - ISSN 1812-9323 (Шифр vsp2/2019/2). - ISSN 1812-9323
Примечания : Библиогр.: с. 636-638 (60 назв.)Библиогр. в подстроч. примеч.
УДК : 930.26(470+571) + 930.26(4/9)
ББК : 63.48(2) + 63.48(4/8)
Предметные рубрики: Археология
Археология России --Россия --Верхнее Подвинье --Ловатско-Двинское междуречье; Псковская область; Смоленская область; Белая Струга, озеро; Западная Двина, река
Археология зарубежных стран --Европа --Эстония --Литва; Латвия; Белоруссия; Украина; Центральная Европа
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): каменные топоры--керамические сосуды со шнуровой орнаментацией--культурная диффузия--культуры шнуровой керамики--миграция населения--распространение шнуровой культуры--шнуровая керамика
Аннотация: Памятники культур шнуровой керамики (КШК) выявлены на территории Центральной, Северной и Восточной Европы. Их бытование относят к III тыс. до н. э. Обсуждаются две гипотезы, объясняющие характер их распространения: первая предполагает прямую миграцию населения - носителей данной традиции, а вторая - диффузное культурное влияние. Новейшие данные палеогенетики подтверждают миграционную гипотезу. В области течения верховьев реки Западная Двина в России материалы КШК встречаются в двух регионах - Ловатско-Двинском междуречье (юг Псковской и север Смоленской областей) и по берегам оз. Белая Струга в Палкинском районе Псковской области. Использованы артефакты КШК из поселений верховьев р. Западной Двины, важные для культурной диагностики: керамические сосуды со шнуровой орнаментацией, характерные для шнуровых культур А-кубки и амфоры, кремневые треугольные наконечники. Изучены каменные сверленые топоры, известные между этими регионами в качестве случайных находок. Удалось выявить две модели распространения культур шнуровой керамики. Первая согласуется с миграционной моделью и представлена материалами А-горизонта культур шнуровой керамики - кубки с елочным орнаментом А-типа, амфоры, каменные сверленые топоры А-типа. Они имеют аналогии на территории Эстонии, Литвы, Латвии, Беларуси, Украины, Центральной Европы, датируются первой половиной III тыс. до н. э. Вторая модель предполагает культурную диффузию; согласно ей, появление элементов КШК в регионе верховьев р. Западной Двины России связано с обменными отношениями и культурным влиянием. Появление "импортных" изделий свидетельствует о наличии обмена между населением Ловатско-Двинского междуречья и Верхнего Поднепровья.