Вид документа : Статья из журнала Шифр издания : Автор(ы) : Малошонок, Наталья Геннадьевна (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник; директор), Терентьев, Евгений Андреевич Заглавие : На пути к новой модели аспирантуры : опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах Серия: Теоретические и прикладные исследования Место публикации : Вопросы образования. - 2019. - № 3. - С.8-42. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2019/3). - ISSN 1814-9545 Примечания : Библиогр.: с. 32-36 (88 назв. ) УДК : 378 ББК : 74.58 Предметные рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование --Россия Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): аспирантские программы--лучшие практики--научное руководство--обмен опытом--образовательная политика--образовательные треки--совершенствование аспирантуры--финансовая поддержка аспирантов Аннотация: В эпоху экономики, основанной на знаниях, повышение качества и результативности аспирантских программ является одним из ключевых вопросов в обеспечении экономического развития и национальной конкурентоспособности. Российская аспирантура находится в состоянии переопределения своей цели и организационной модели, что обусловлено как глобальными вызовами, так и вступлением в силу нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и нового Положения о присуждении ученых степеней. Переходный период в развитии аспирантуры, осложняющийся низкими показателями защит аспирантов и проблемами институционального характера, обостряет актуальность поиска средств совершенствования аспирантуры. На основании интервью с аспирантами и сотрудниками, ответственными за реализацию аспирантских программ, анализируются практики российских университетов, призванные улучшить аспирантскую подготовку. Эти практики сгруппированы в соответствии с традиционно выделяемыми в научной литературе аспектами аспирантской подготовки, непосредственно связанными с ее результативностью: 1) процесс приема в аспирантуру; 2) учебный план аспиранта; 3) научное руководство; 4) отслеживание прогресса аспирантов; 5) механизмы финансовой поддержки аспирантов; 6) психологический климат; 7) полезные педагогические практики. Обсуждаются возможности тиражирования практик, призванных улучшить аспирантскую подготовку, и ограничения, которые необходимо учитывать. Доп.точки доступа: Терентьев, Евгений Андреевич (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник) |