Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Барышникова, Марина Юрьевна, Вашурина, Елена Вячеславовна, Шарыкина, Эльза Анатольевна, Сергеев, Юрий Николаевич, Чиннова, Ирина Игоревна
Заглавие : Роль опорных университетов в регионе : модели трансформации
Серия: Теоретические и прикладные аспекты
Место публикации : Вопросы образования. - 2019. - № 1. - С.8-43. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2019/1). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 37-39 (30 назв. )
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование, 2016-2017 гг.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): модели трансформации--опорные университеты--программы развития--региональное развитие--типовые модели управления--траектории развития--целевые модели
Аннотация: По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016-2017 гг. сформированы целевая модель опорного университета и четыре типовые модели трансформации опорных университетов: технологический лидер в регионе, многопрофильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой университет), университет в трансграничном регионе. В статье приведены характеристики данных моделей, представлен анализ регионов, в которых распространены те или иные модели, и результаты апробации моделей. Показано, что университеты, относящиеся к категории опорных, развиваются преимущественно в соответствии с двумя типовыми моделями: "многопрофильный региональный университет" (почти половина участников проекта, относятся к группе классических университетов) и "технологический лидер в регионе" (треть опорных вузов, являются техническими вузами). При этом для большинства университетов прослеживается четкая взаимосвязь выбираемой модели трансформации с их текущим состоянием и характеристиками внешней среды. Однако ряд вузов в силу особенностей их внешнесистемных и внутрисистемных факторов занимает промежуточное положение и не может быть однозначно отнесен к конкретной модели. Авторы считают, что в этом случае вуз может использовать элементы нескольких моделей трансформации, но основополагающим при выборе модели должен стать комплекс региональных факторов, определяющих место и роль опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

Доп.точки доступа:
Барышникова, Марина Юрьевна (кандидат педагогических наук; заместитель исполнительного директора); Вашурина, Елена Вячеславовна (кандидат экономических наук; ведущий специалист); Шарыкина, Эльза Анатольевна (кандидат экономических наук; заместитель директора); Сергеев, Юрий Николаевич (кандидат педагогических наук; руководитель); Чиннова, Ирина Игоревна (кандидат технических наук; руководитель проектов)