Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Король, Андрей Дмитриевич (доктор педагогических наук)
Заглавие : Молчание в диалоге как проблема философии образования
Серия: Философия, культура, общество
Место публикации : Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С.6-11. - ISSN 0042-8744 (Шифр voph/2019/4). - ISSN 0042-8744
Примечания : Библиогр.: с. 9-11
УДК : 11/12
ББК : 87.21
Предметные рубрики: Философия
Метафизика. Онтология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): диалог (философия)--молчание--молчание ученика--мотивация к самообразованию--образование--обучение--процесс образования--самообразование--феномен молчания--философия образования--элементы диалога
Аннотация: Феномен молчания в различных сферах духовной жизни человека неоднократно становился предметом философских и гуманитарно-научных размышлений. Обсуждалась тема молчания (созерцания) и в контексте эпистемологической проблематики. В данной статье рассматривается молчание как элемент диалога и его роль в процессах формирования мотивации к самообразованию у человека, живущего в непрерывно меняющемся мире, то есть рассматривается в ракурсе философии образования. Автор акцентирует внимание на дидактических и методологических аспектах феномена молчания ученика, связанных с усвоением им ценностных оснований обучения. Такого рода молчание является фундаментом активного воспроизведения получаемого знания и понимания учащимся самого себя и мира. Автор проводит мысль о том, что эффективность молчания предполагает соотнесение процесса преподавания с культурно-историческими контекстами, молчаливое восприятие которых, идущее параллельно усвоению предметного материала, становится основанием для активизации самосознания ученика. В частности, роль таких контекстов эффективно выполняют апелляции учителя к исторической памяти, сопровождающие информацию о конкретном предмете обучения и, что принципиально, молчаливо воспринимаемые учеником. Автор утверждает, что включение исторической памяти общества в образовательный процесс, осуществляемое в личном контакте преподавателя и учащегося (а не в процессе освоения последним информации, получаемой с помощью цифровых технологий), позволяет человеку обрести способность осмыслено молчать, "открывая" себе себя, свои смыслы и цели обучения. Вместе с тем молчание в этом случае активизирует способность человека задавать вопросы и вести эвристический диалог.