Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Ананьев, Виталий Геннадьевич (кандидат исторических наук; старший преподаватель), Бухарин, Михаил Дмитриевич
Заглавие : История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России : два неизвестных проекта 1917 г.
Серия: Из истории образования
Место публикации : Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С.268-286. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2018/3). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 283-284 (16 назв. )
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование --Санкт-Петербург --Россия, 1917-1922 гг.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): археология--история искусств--образовательные дискуссии--реформы высшего образования--специализированные кафедры--учебные планы
Аннотация: Анализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова "О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях" из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют представления об истории реформирования высшей школы России в 1917-1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917-1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе.

Доп.точки доступа:
Бухарин, Михаил Дмитриевич (член-корреспондент РАН; доктор исторических наук; главный научный сотрудник); Жебелев, С. А. (советский ученый-антиковед ; 1867-1941); Курбатов, В. Я. (искусствовед); Ракинт, В. Н. (профессор; ученый секретарь ; 1877-1956); Петроградский университет; Институт истории искусств