Вид документа : Статья из журнала Шифр издания : Автор(ы) : Клименко, Людмила Владиславовна (доктор социологических наук; доцент экономического факультета), Посухова, Оксана Юрьевна Заглавие : Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России Серия: Теоретические и прикладные исследования Место публикации : Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С.36-67: 13 табл., 2 рис. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2018/3). - ISSN 1814-9545 Примечания : Библиогр.: с. 60-63 (52 назв. ) УДК : 373 ББК : 74.2 Предметные рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа --Ростов-на-Дону --Москва --Казань; Россия, 2017 г. Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): мегаполисы--прекариатизация труда--престиж профессии--профессиональная идентичность--структура идентичности--школьные учителя Аннотация: Представлены результаты опроса учителей общеобразовательных школ российских мегаполисов (Москвы, Ростова-на-Дону и Казани), проведенного в 2017 г. с целью изучения восприятия педагогами своего социального и экономического положения, оценки степени прекариатизации их труда. На основании оценки их профессиональной идентичности по выделенным типологическим критериям (престиж труда, место профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, трудовая мотивация, профессиональные ценности, удовлетворенность работой, карьерные ориентации) сделан вывод о преобладании среди учителей псевдопозитивной идентичности с элементами диффузии. Московские педагоги, при том, что качество жизни и престиж своего труда они оценивают выше, чем ростовские и казанские, отличаются более высокой степенью неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности. Полиэтнический состав населения города не является значимым фактором в формировании идентичности опрашиваемых педагогов. Сложившаяся модель профессиональной идентичности учительского сообщества характеризуется корпоративной лояльностью (вознаграждаемой корпоративным патернализмом), социально ориентированной мотивацией, низким уровнем социально-экономической адаптации (особенно для нестоличных педагогов). Избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные требования к результатам работы педагогов и прекариатизация учительского труда создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности педагогов и снижают реформаторский потенциал школы. Доп.точки доступа: Посухова, Оксана Юрьевна (кандидат социологических наук; доцент) |