Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Криштофик, Ирина Сергеевна (кандидат педагогических наук; доцент; ведущий научный сотрудник)
Заглавие : Понятие "педагогический дискурс"
Серия: Теория образования
Место публикации : Ученый совет. - 2018. - № 4. - С.50-62: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2018/4). - ISSN 2074-9953
Примечания : Библиогр.: с. 62 (2 назв.)
УДК : 37.013
ББК : 74.00
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Общая педагогика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): ууд--виды текстов--воспитание--воспитание личности--декларативы--дефиниции--директивы--дискурс--дискурс образования--дискурсные практики--индивиды--интерпретативные стратегии--интерпретации--категоризация--когнитивные процессы--коммуникативные процессы--коммуникации--контексты--личность--ментальные перфомативы--нарративные тексты--образование--образовательно-педагогический дискурс--образовательные исследования--образовательный дискурс--оценивание--педагогическая коммуникация--педагогические тексты--педагогический дискурс--педагогическое взаимодействие--перфомативы--практика--репрезентация--репрезентивы--ситуационные контексты--социализация индивидов--социализация личности--социокультурные образцы--средства образования--тексты--универсальные учебные действия--формирование личности--функции образования--цели образования--экзистационные контексты
Аннотация: В статье показано, что в педагогическом дискурсе отражается фундаментальная проблема содержания образования, обусловленная тем, что в сфере образования всегда присутствуют две противоположные установки: социально-культурная и личностная. С одной стороны, образование - это непрерывное "достраивание" позиции индивида в социокультурном контексте, постоянное включение человека в социальное и культурное поле. С другой стороны, образование ориентировано на стимулирование "личностного роста" (саморазвития), на развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, на создание и развитие индивидуальности. Автор показывает, что вследствие этого в образовании совмещаются как минимум три стратегии: воспроизводство социальной структуры путем подготовки профессионалов и специалистов, воспитание субъектов культуры, формирование уникальной творческой, самостоятельной и свободной личности.