Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Яницкий, Олег Николаевич (доктор философских наук; профессор)
Заглавие : Междисциплинарные исследования: проблема и пути ее решения
Серия: Юбилеи
Место публикации : Социологические исследования. - 2018. - № 3. - С.126-135. - ISSN 0132-1625 (Шифр soci/2018/3). - ISSN 0132-1625
Примечания : Ref.: р. 135Библиогр.: с. 134
УДК : 316.74:001 + 001
ББК : 60.561.8 + 1
Предметные рубрики: Социология
Социология науки
Общенаучные и междисциплинарные знания
Общие вопросы общенаучного и междисциплинарного знания
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): мдс--мдс подход--междисциплинарные исследования--методология социологии--научное знание--социобиотехническая система--социотехническое конструирование
Аннотация: Междисциплинарный (далее МДС) подход присущ гуманитарной науке со времен Ренессанса. По сути, исторические дисциплины были комплексными. Усложнение общества и интенсивное использование им достижений естественных и технических наук требовали развития МДС подхода. "Органический" подход вкупе с социотехническим конструированием приобретал все более широкое распространение. Авторская концепция планеты как социобиотехнической системы, сетевой характер ее структурно-функциональной организации и ее постоянные, ускоряющиеся и нелинейные изменения являются теоретическими основами МДС анализа. Четко артикулированная исследовательская задача, понимание ее сложной динамической природы, необходимость проблемно-ориентированного процесса обучения суть главные предпосылки успеха МДС исследования. Ориентация исследовательского коллектива на МДС подход, опыт выполнения подобных исследований в прошлом и наличие ядра единомышленников суть также гуманитарные предпосылки успеха МДС исследования. Жизненный опыт, терпение и коммуникабельность суть важные социально-психологические предпосылки взаимодействия ученых и специалистов разных профилей. Автор полагает, что есть две ключевые методологические предпосылки работы над подобным проектом. Одна – логика МДС исследования должна следовать логике развития объекта исследования, другая, что сегодня производство научного знания осуществляется во многих точках социального пространства.