Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук; профессор; директор), Смирнов, Иван Борисович
Заглавие : Что в профиле тебе моем : данные "ВКонтакте" как инструмент изучения интересов современных подростков
Серия: По материалам Международного симпозиума "Л. С. Выготский и современное детство"
Место публикации : Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С.134-152: 2 рис., 4 табл. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2017/2). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 149-150 (19 назв. )
УДК : 159.922.7 + 159.9:316.6
ББК : 88.8 + 88.5
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Социальная психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вконтакте--детский досуг--интересы подростков--машинное обучение--подростковый возраст--социальные сети
Аннотация: Интересы играют ключевую роль в психическом развитии ребенка. Однако их изучение связано с серьезными методологическими проблемами. Традиционно они исследуются с помощью опросных методов, не способных адекватно отразить многообразный и динамичный мир интересов взрослеющего человека. Авторы предлагают использовать для изучения интересов подростков их подписки на сообщества в социальной сети "ВКонтакте". Отличительной особенностью данных "ВКонтакте" является не только их масштаб, но и отсутствие цензурированности ответов, характерной для опросов. Возможности применения метода продемонстрированы на примере одной московской школы: 674 учащихся, подписанных на 20203 различных сообщества. Обнаружено, что интересы подростков дифференцированы в зависимости от их пола, возраста и успеваемости. Сила этой дифференциации показана на расширенном наборе данных, содержащем информацию об интересах 290182 пользователей "ВКонтакте". Результаты исследования указывают на неоднородность нормы возраста, в частности на ее связь с полом подростка и его успеваемостью. Признание разнородности интересов и разнообразия нормы создает условия для гуманизации образования, в противном случае оно все более отчуждается от реального человека, игнорируя его собственный интерес.

Доп.точки доступа:
Смирнов, Иван Борисович (младший научный сотрудник)