Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Девицкий, Эдуард Иванович (председатель Избирательной комиссии), Жмуров, Дмитрий Витальевич
Заглавие : Подкуп избирателей: взгляд криминолога
Серия: Актуальные вопросы предупреждения преступности
Место публикации : Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11, № 2. - С.289-298. - ISSN 2500-4255 (Шифр krim/2017/11/2). - ISSN 2500-4255
УДК : 342.8
ББК : 67.400.8
Предметные рубрики: Право
Избирательное право. Избирательная система --Россия --Иркутская область
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): избиратели--подкуп избирателей--покупка голосов избирателей--продажа голосов избирателями--статистические исследования--электоральная коррупция
Аннотация: Настоящая статья посвящена теоретическим и эмпирическим вопросам продажи голосов избирателями на выборах (на примере Иркутской области). Было проведено исследование 345 респондентов, обладающих активным избирательным правом, в возрасте от 19 лет до 51 года (анкетирование и ассоциативный опрос). В результате проделанной работы получены сведения об осведомленности избирателей по заявленной проблеме (известно ли им о фактах подкупа на выборах; были ли попытки купить их голос; как они относятся к продаже собственного голоса и какая сумма, по их мнению, достаточна для этого; считают ли они продуктовые наборы, концерты, билеты в кино подкупом или заботой кандидата и пр. ). По итогам анализа анкет были сделаны следующие выводы: 81 % респондентов осведомлены о фактах электоральной коррупции, 42 % всех опрошенных не видят в этом ничего опасного (в лучшем случае воспринимают данное явление как вредное, но не более того), 27 % либо приветствуют возможность продажи голоса на выборах, либо безразлично относятся к этому. На просьбу гипотетически оценить стоимость своего голоса 54, 7 % опрошенных дали явно коррупциогенные ответы, т. е. указали конкретную сумму, за которую готовы продать свой голос. Анализ полученных ответов и распределения избирателей по признаку коррупционной готовности позволил выделить среди них группы недобросовестных и добросовестных лиц. К первой группе были отнесены оценившие свой голос для продажи, а ко второй - категорически отказавшиеся это сделать. Первая группа, в свою очередь, была дифференцирована на несколько подгрупп в зависимости от отношения к продаже собственного голоса, различий в оценке вреда от этих деяний, взглядов и убеждений относительно избирательного процесса (лояльные, индифферентные, условно лояльные, негативные).

Доп.точки доступа:
Жмуров, Дмитрий Витальевич (доцент кафедры уголовного права)