Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Любжин, Алексей Игоревич (кандидат филологических наук; научный сотрудник отдела редких книг и рукописей)
Заглавие : Дореволюционная школа Урала
Серия: Обзоры и рецензии
Место публикации : Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С.263-270. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2014/1). - ISSN 1814-9545
Примечания : Рец. на кн.: Егоров, М. В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX - начале XX в. - Москва : Памятники исторической мысли, 2008.
УДК : 37.015
ББК : 74.03
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
История образования --Россия --Урал, 19 в.; 20 в. нач.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): дореволюционные школы--материальное положение учителей--организация обучения--рецензии--средние учебные заведения--учительские корпорации--школьные здания
Аннотация: Анализируя исследование, посвященное средним учебным заведениям Урала, автор высказывает, в частности, суждения о предпочтительной структуре исторических книг, предназначенных для массового читателя. В данной работе, по его мнению, собраны яркие свидетельства, характеризующие образовательный ценз и материальное положение учителей, их отношения с властями, деятельность учительских корпораций; бытовые условия, жизнь детей в школе и за ее стенами, быт служащих школе взрослых и другие аспекты организации обучения в школах Урала столетие тому назад. Вывод, который следует из приведенных исторических свидетельств, вполне однозначен: нормой деятельности учительского сообщества в рассматриваемый период было внимание к индивидуальности и потребностям учеников, забота об их физическом и нравственном здоровье, налет добродушия и патриархальности на всем гимназическом строе. Региональная специфика системы среднего образования Урала исследуется на основании суждений экспертов, так как исторических материалов на эту тему почти нет. В социальном отношении для Урала характерна большая однородность состава учеников, что вполне согласуется с общей исторической тенденцией: процесс демократизации средней школы шел достаточно быстро во второй половине XIX в. во всей империи. По мнению автора, картина, которую рисует данное исследование, непредвзята и соответствует действительности, она поможет читателю прикоснуться к жизни Российской империи, в представлениях о которой большинство руководствуется унаследованными от советской эпохи предрассудками, а не достоверными знаниями.

Доп.точки доступа:
Егоров, М. В.