Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Фрумин, Исак Давидович (доктор педагогических наук; научный руководитель)
Заглавие : Интеллектуальная нищета высоких стремлений
Серия: К юбилею Л. Л. Любимова
Место публикации : Вопросы образования. - 2011. - № 4. - С.27-52. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2011/4). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 50-52 (45 назв. )
УДК : 371
ББК : 74.04
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Организация образования --Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): общеобразовательные учреждения--модернизация образования--воспитательная деятельность--духовно-нравственное воспитание--подходы ценностного воспитания--ценностное воспитание--пропаганда воспитания--интеграция вербализированных ценностей--опосредованное формирование ценностей--индивидуализированные подходы--воспитание
Аннотация: Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание - с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализированных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов "духовных" шаблонов и императивов, такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы, ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй "опытный" подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, т. е. естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.