Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Нещерет, Марина Юрьевна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник)
Заглавие : Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании
Серия: Искусственный интеллект в библиотечной деятельности
Место публикации : Научные и технические библиотеки. - 2024. - № 1. - С.105-128. - ISSN 0130-9765 (Шифр ntb_/2024/1). - ISSN 0130-9765
Примечания : Библиогр.: с. 121-125 (47 назв.)Ref.: p. 125-128 (47 names)
УДК : 02:004.3
ББК : 78с
Предметные рубрики: Библиотечное дело
Автоматизация библиотечных процессов
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): библиографирование--библиографические услуги--библиографическое обслуживание--библиотечно-информационное обслуживание--индексирование--информационный поиск--информирование--искусственные нейросети--искусственный интеллект--нейросети--сквозные технологии--справочное обслуживание--цифровизация библиотек--чат-боты
Аннотация: Статья дает представление о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере библиографического обслуживания на основе анализа профессиональной литературы и выборочного мониторинга сайтов российских и зарубежных библиотек. Особое внимание уделяется одному из самых популярных инструментов ИИ - искусственным нейросетям. На конкретных примерах показано, как ИИ используется в библиографическом обслуживании и обеспечивающих его областях библиотечно-информационной деятельности, включая индексирование информации. Раскрывается потенциал ИИ для повышения качества и эффективности библиографического обслуживания, улучшения пользовательских сервисов, таких как взаимодействие с пользователями с помощью чат-ботов, расширенный библиографический поиск, предоставление справок, персонализированное распространение информации и др. Инструменты ИИ, в том числе нейросети, также находят применение в процессах извлечения метаданных и формирования библиографических записей. В настоящее время наиболее развитыми услугами являются библиотечные чат-боты и системы интеллектуального анализа текстов. Проведенное исследование показывает, что технологии ИИ позволяют библиотекам успешно решать текущие задачи библиографического обслуживания пользователей. Расширение сферы применения ИИ позволит существенно повысить качество и эффективность библиографического обслуживания, уровень компетентности персонала библиографических служб, внедрить новые виды и формы библиографических услуг.