Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Смолин, Михаил Борисович (кандидат исторических наук; заведующий кафедрой)
Заглавие : Лев Тихомиров: преодоление революции и критика демократии
Серия: Политическая социология
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 1. - С.79-97 (Шифр msoc/2023/1)
Примечания : Библиогр.: с. 96Ref.: p. 96-97
УДК : 316.334.3
ББК : 60.561.3
Предметные рубрики: Социология
Политическая социология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): французская революция--воля всех--консерватизм--критика демократии--либерализм--общая воля--революции--социализм
Аннотация: Французская революция, подняв на свои знамена идею "народной воли", на несколько столетий определила центром применения человеческих усилий само человеческое общество. Европейские народы, воспитанные в христианском идеализме, с его абсолютными нравственными требованиями были переориентированы на социальный мир, с его крайне ограниченными возможностями воздаяния справедливости. Л. А. Тихомиров подверг систематическому пересмотру сложившиеся в европейской политической философии взгляды на демократию. Считая революционные идеи во многом искусственно привнесенными, книжными убеждениями Л. А. Тихомиров, утверждал, что их влияние в России во многом объясняется "отсутствием русской национальной интеллигенции", крайней не самостоятельностью общественных наук в России, не способных изучить свой национальный политических опыт и дать рекомендации по развитию страны на будущее. В своем понимании эволюции социальных опытов Л. А. Тихомиров обвинял в их бесплодности "новую эру", открытую французской революцией XVIII столетия. Именно в ней он видит нарушение духовного равновесия, поставившего людей на путь бесплодных химер. Предполагая, что на смену гипертрофированному индивидуализму либерализма, как реакция на него, может прийти социализм со своим всепоглощающим коллективизмом, Л. А. Тихомиров признавал такую возможность только через революционные потрясения. Столь радикальный переворот виделся ему бесполезным и опасным, в силу того, что в его критике демократии главным пунктом было отрицание им возможности построения общества, в котором Верховной Властью реально и непосредственно может быть народная воля.

Доп.точки доступа:
Тихомиров, Л. А. (общественный деятель; политический теоретик ; 1852-1923); Народная воля, партия \о ней\