Корсакова, Наталья Константиновна (кандидат психологических наук; доцент).
    Нейропсихология памяти как образовательная дисциплина: создание дискурса [Текст] / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вопросы психологии. - 2023. - № 1. - С. 19-26. - Библиогр.: с. 25-26 (18 назв.). - Ref.: p. 26 (18 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
механизмы забывания -- нарушения памяти -- нейропсихология -- память -- психическая деятельность -- психические функции -- хронотоп
Аннотация: Рассматриваются различные аспекты становления отечественной нейропсихологии памяти как образовательной дисциплины. Подробно описываются структура и последовательность изложения учебного материала, основные проблемы нейропсихологии памяти. Анализируются история формирования этой области знания, развитие диагностических и экспериментальных методов исследования памяти, борьба идей и подходов к изучению ее в норме и патологии. Авторы анализируют возможности понимания памяти не только как психической функции, но и как психической деятельности, а также как особого хронотопа, развертывающегося во времени и пространстве мозга и психики. Значительное внимание уделяется различным вариантам нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Эти исследования потребовали создания особого комплекса нейропсихологических диагностических методик, позволивших изучать запоминание и воспроизведение материала различных модальностей и разной степени смысловой организации в условиях наличия или отсутствия интерферирующей деятельности. В результате их проведения были выявлены такие механизмы мнестических расстройств, как патологическая тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями, нарушения избирательной актуализации материала, слабость консолидации мнемических следов. Кроме того, удалось установить иерархию этих механизмов в разных нейропсихологических синдромах. Благодаря осмыслению и обобщению огромного массива клинических и экспериментальных данных была создана оригинальная классификация расстройств памяти, включающая модально-неспецифические и модально-специфические нарушения, а также нарушения памяти как мнестической деятельности; установлена связь этих расстройств с дисфункциями трех структурно-функциональных блоков мозга.


Доп.точки доступа:
Балашова, Елена Юрьевна (кандидат психологических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)