Елишев, Сергей Олегович (доктор социологических наук; доцент; профессор).
    Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории [Текст] / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 54-84. - Библиогр.: с. 84. - Ref.: p. 84. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; №№ 1-2, 2022
УДК
ББК 60.563.0
Рубрики: Социология
   Социология идеологии--Российская империя

Кл.слова (ненормированные):
антисистема -- византизм -- государственность -- консерватизм -- национальная идея -- национальная культура -- национальное своеобразие -- особый путь развития -- православие -- представления о Боге -- религиозная вера -- религия -- церковь
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований. При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи обратил особое внимание на работы К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со “славянофильских”, традиционалистских позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии - защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, "удерживающей" мир от наступления зла и прихода власти антихриста. Русские консерваторы выступали за сохранение неповторимого облика и своеобразия пути развития России, русского общества и государства, их цивилизационной, духовной и культурной идентичности. соборности, общинности и коллективизма, усматривая в этом залог их дальнейшего благополучия и процветания. По мнению консервативных мыслителей, религия является духовным стержнем и основой, вокруг которых формируется национальная культура, традиции и образ жизни народа, общество, государственность, цивилизация. Несмотря на разницу в своих воззрениях и оценках окружающих их российских реалий, русские консерваторы были солидарны в том, что Россия имеет совсем иной путь и цель развития, чем секулярная западно-европейская культура, в значительной степени отошедшая от основ христианского мировосприятия и жизнедеятельности, настроенная в целом весьма враждебно и агрессивно по отношению к России и Православию.


Доп.точки доступа:
Победоносцев, К. П. (правовед; государственный деятель ; 1827-1907); Тихомиров, Л. А. (общественный деятель; политический теоретик ; 1852-1923)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)