Захарьин, Борис Алексеевич (доктор филологических наук).
    Оппозиция "мужское - женское" и смежные с ней в языках и культуре древней и новой Индии [Текст] / Б. А. Захарьин // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2022. - № 1. - С. 17-29. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0320-8095
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Индийские языки

Кл.слова (ненормированные):
асимметрия -- ведийский язык -- гендер -- жертвоприношения -- санскрит
Аннотация: Статья посвящена проблемам становления и развития противопоставления мужское - женское на всем протяжении эволюции культуры и языков древних и современных индоариев. Для древнего периода индийской культуры, репрезентируемой стадиями ведизма и последовавшего за ней брахманизма, наиболее важными функционально специализированными разновидностями единого древнеиндийского языка являлись ведийский и ранний санскрит, представленные, соответственно, в Ведах, прежде всего в Ригведе, и в текстах Брахман, прозаических комментариев к Ведам. В рамках этих двух групп текстов, теснейшим образом сопряженных с ритуалом, была выработана универсальная концепция mithuna как системы заполняющих мироздание парных объектов, связанных гендерно-асимметричной оппозицией мужское - женское; при этом первый из членов указанного противопоставления неизменно выступал как доминантный по отношению ко второму, рецессивному. Лингвистическим полем действия этой системы, отражавшей сексуальные связи между разнополыми людьми или антропоморфными существами (прежде всего богами), изначально выступали прежде всего имена одушевленные, но позднее, в эпоху Брахман, система путем метафоризации распространилась и на значительное количество неодушевленных имен, охватив такие сферы, как слоговое строение соответствующих лексем, типовые признаки классов слов характерные для словоформ грамматические категории, соотношения терминов с различными функциональными стилями и многое другое - конкретные примеры подобных соотношений подробно анализируются в статье. В статье также демонстрируется, что для современных носителей новоиндийских языков любые задаваемые древними mithuna ритуально-культурные импликации давно утратили значимость, но при этом центральное противопоставление мужское - женское и дополняющие его оппозиции больший - меньший и чет - нечет, как и соотносимые с ними соответствующие формальные средства, сохранились в рудиментарном виде и в новом индоарийском.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)