Ранчин, Андрей Михайлович (доктор филологических наук).
    Стихотворение А. А. Фета "Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…" [Текст] : опыт анализа / А. М. Ранчин // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 6. - С. 161-171. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)5
Рубрики: Литературоведение
   Русская литература XIX в.

Кл.слова (ненормированные):
анализ стихотворения -- звукопись -- метафоры -- оппозиции -- пейзажи -- поэзия -- поэтика -- романтизм -- стихотворения
Аннотация: Рассматриваются особенности композиции в их соотнесенности с мотивами произведения, анализируются композиция пространства, оппозиции романтического происхождения, на которых строится семантика текста, функции тропов (в том числе метафорического эпитета зеркальный), словесные повторы с вариациями, аллитерации и рифмы. Показана сложная связь между первым катреном и двумя последующими. Если в первом стихе первого катрена описано небо, то во втором - земля, причем верхний и нижний миры словно изоморфны: в небе - зеркальный, полупрозрачный, блестящий, подобно воде, месяц; на земле - травы, унизанные каплями воды (росы) - каплями, очевидно, блестящими, отражающими лунный свет, иначе они не были бы заметны наблюдателю, лирическому я. Вторая строфа почти целиком, кроме части первого стиха, посвящена миру чувств лирического я, при этом в ней устанавливается соответствие между внешним и внутренним. Первая и третья строфы, образующие композиционное кольцо, отчетливо противопоставлены второй, срединной. Вторая и третья строфы соотносятся с первой как ее своеобразные отражения. Мотив отражения (зеркала), намек на который дан в эпитете месяца зеркальный, определяет композицию текста. Во втором катрене повторены такие мотивы начального четверостишия, как свет и тени, но теперь свет и тени становятся характеристиками переживаний лирического я; в концовке третьего четверостишия словно отражаются первые строки начального катрена. Принцип отражения как будто бы подчиняет себе и внутренний мир я, и структуру текста. Прослеживается на примере анализируемого стихотворения его импрессионистическая, ассоциативная ("музыкальная") установка. Демонстрируется, как автор оригинально реинтерпретирует традиционные для романтической поэзии мотивы, создавая семантически многомерный текст с небанальной поэтикой.


Доп.точки доступа:
Фет, А. А. (русский поэт ; 1820-1892)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)