Лукащук, Виталий Игоревич (доктор социологических наук; доцент; профессор).
    Влияние социокультурных факторов на развитие спорта [Текст] / В. И. Лукащук // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 2. - С. 117-136. - Библиогр.: с. 133-134. - Ref.: p. 134-136
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
глобализация спорта -- концепция глобального развития -- культурные ценности -- национальные традиции -- социальная структура -- социокультурные факторы -- социология спорта -- спорт -- спортивная субкультура -- ценности спорта
Аннотация: Спорт - сложный, противоречивый феномен современности. В статье исследуется влияние национальных традиций, социальной структуры общества, а также глобализационных процессов на развитие спорта. Показано, что спорт является отражением тех национальных систем, в рамках которых он развивался. Отмечено, что под влиянием социокультурных факторов меняется сущность и значимость спорта. Спорт не только отражает определенную систему ценностей общества, но также популяризирует и укрепляет ее. Он способен формировать свою собственную субкультуру, такие ценности, которые отличаются от общепринятых, от ценностей других составляющих социально-культурной системы. Показано, что современные тенденции развития спорта - индивидуализация, массификация, десакрализация, рационализация, универсализация - согласовываются с основными положениями концепции глобального развития А. де Бенуа. Акцентируется внимание на том, что в условиях глобализации происходит трансформация ценностей традиционного спорта, что приводит к дегуманизации спортивного движения, доминированию в нем технократического стиля мышления, к политизации, коммерциализации современного спорта, применению допинга для улучшения спортивных результатов и т. п. Глобализация спорта стала своего рода культурной интервенцией, посягающей на национальные традиции и устои. Отмечается позитивное и негативное влияние средств массовой коммуникации на развитие спорта. С одной стороны, они способствуют, популяризации спорта, а с другой, превращению его в продукт потребления. Предметом продажи и потребления становится не только спортивное зрелище, спортинвентарь, но и сами спортсмены, их имидж, образ жизни, нравственные принципы. Высказывается надежда, что формула "единство в многообразии" станет естественной аксиомой не только для развития спорта, но и всего человечества.


Доп.точки доступа:
Бенуа, А. де
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)