Ибрагимова, Зульфия Фануровна (кандидат экономических наук; доцент).
    Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды [Текст] : эмпирический анализ / З. Ф. Ибрагимова, М. В. Франц // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 43-62 : 3 рис., 4 табл. - Библиогр.: с. 61-62 (17 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества--Россия, 2006 г.; 2011 г.

Кл.слова (ненормированные):
индивидуальные достижения -- неравенство в образовании -- образовательное неравенство -- получение образования -- постсоветский период -- советский период -- социально-экономическое неравенство -- факторы-обстоятельства -- факторы-усилия
Аннотация: Авторы оценивают неравенство возможностей в получении образования в России в советский и постсоветский периоды, а также анализируют вклад в возникновение неравенства отдельных факторов-обстоятельств. Согласно концепции неравенства возможностей, достижения, значимые для всех или для большинства, такие как уровень дохода, образования, здоровья, зависят от двух групп факторов: факторов-обстоятельств, за которые индивид не должен нести ответственность, и усилий, которые, наоборот, находятся в зоне персональной ответственности. Неравенство достижений, обусловленное неравенством усилий, трактуется как этически приемлемое, в то время как неравенство, порождаемое обстоятельствами, несправедливо и поэтому подлежит искоренению. Исследование базируется на данных двух волн (2006 и 2011 гг. ) социологического опроса "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения" НИУ ВШЭ. Методика основана на определении равенства возможностей по критерию ex ante. Выделены три пороговых образовательных уровня: законченное среднее образование, законченное среднее специальное образование, законченное высшее образование. Установлено, что неравенство возможностей в советский период по всем трем пороговым уровням ниже, чем в постсоветский, при этом минимальный уровень неравенства возможностей наблюдается в отношении достижения как минимум среднего общего образования, а наибольший - в отношении достижения как минимум среднего специального образования. И в советский, и в постсоветский период образование родителей является наиболее сильным среди факторов-обстоятельств, а национальность не вносит существенного вклада в неравенство возможностей. Вклад пола и места рождения довольно значителен как в советский, так и в постсоветский период и сильно варьирует в зависимости от порогового уровня образования.


Доп.точки доступа:
Франц, Марина Валерьевна (кандидат технических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)