Андреева, Алла Дамировна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии).
    Психологическое благополучие учащихся 1- 5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития [Текст] / А. Д. Андреева, О. А. Москвитина // Вопросы образования. - 2019. - № 3. - С. 203-223 : 5 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 219-220 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
постиндустриальное общество -- психологическое благополучие -- самооценка -- социальная ситуация развития -- сравнительно-исторический подход -- удовлетворенность возрастом -- уровень притязаний
Аннотация: Авторы анализируют психологическое благополучие детей в период обучения в начальных классах и при переходе в среднюю школу в социокультурных условиях постиндустриального общества с позиций представлений отечественной психологии о социальной ситуации развития, содержании ее объективного и субъективного компонентов, ее влиянии на успешность учебной деятельности и психологическое здоровье школьников. В качестве интегрального показателя психологического благополучия учащихся рассматриваются уровень притязаний, самооценка и удовлетворенность возрастом. Эти характеристики дают возможность судить о соответствии социальной ситуации развития возрастным потребностям детей. Используется сравнительно-исторический подход к организации исследования, позволяющий проследить динамику психической жизни ребенка в зависимости от содержания социальной ситуации развития. Показано, что самооценка и уровень притязаний современных учащихся 1–5-х классов имеют принципиально иную возрастную динамику по сравнению с их сверстниками, обследованными в последней четверти прошлого века, а удовлетворенность возрастом на протяжении изучаемого возрастного периода устойчиво находится в зоне положительных значений. Обнаружено, что прохождение нормативного кризиса, адекватного современной социальной ситуации развития, сопровождается некоторым снижением всех изучаемых параметров психологического благополучия у учащихся 4-х классов с их последующим повышением в 5-м классе. Полученные данные свидетельствует о психологическом благополучии современных школьников в условиях значимых изменений социальной ситуации развития постиндустриального общества. Выявлены гендерные различия в психологической готовности младших подростков к обучению в средней школе. Судя по динамике удовлетворенности возрастом, девочки предпочитают сохранить привычную социальную позицию в системе "учитель - ученик", а мальчики переживают окончание начальной школы как кризис отношений, исчерпавших для них свой ресурс личностного развития.


Доп.точки доступа:
Москвитина, Ольга Александровна (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)