Чиркин, В. Е.
    Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет [Текст] / В. Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2019. - № 3. - С. 5-19. - Библиогр.: с. 19 (15 назв. ) . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.400.5
Рубрики: Право
   Государство, его структура и символы

Кл.слова (ненормированные):
государственные полномочия -- государственный суверенитет -- народный суверенитет -- национальный суверенитет -- правовой принцип независимости государства -- принцип суверенитета -- самостоятельность политики государства -- суверенитет -- суверенные права
Аннотация: В государствоведении и конституционном праве используются три понятия суверенитета: народный, национальный и государственный. Народный суверенитет означает власть народа, его высшую волю и право на установление избранного народом правового статуса человека и гражданина, общественного и государственного строя, порядка отношений с другими государствами и международными объединениями. Национальный суверенитет характеризует суверенные права наций, в том числе право на самоопределение. Государственный суверенитет неразрывно связан с одним из основных принципов международного права - невмешательством во внутренние дела государств. Он означает высшую власть государства на данной государственно организованной территории, юридическую независимость государства от других государств и иных структур. Только государство устанавливает основы государственного режима и правопорядок в обществе. Первым в науке, а затем в юридических документах XVII в. получил признание государственный суверенитет. В XVIII в. в правовых актах американской и французской буржуазно-демократических революций закреплен народный суверенитет. Конституционное признание национального суверенитета связано с первыми основополагающими правовыми актами Советской России. В статье рассматриваются только понятие государственного суверенитета и особенности реализации этого правового принципа в условиях современной глобализации в связи с созданием не просто международных союзов, а устойчивых объединений государств интеграционного экономического и следующего за этим интеграционного политического характера. Особые проблемы теоретического и практического характера возникают в связи с этим в Европейском Союзе. В конституциях государств - членов Европейского Союза после вступления в ЕС иногда говорится об ограничении государственного суверенитета, а порой - о передаче от государств Европейскому Союзу некоторых суверенных прав и государственных полномочий. В других интеграционных объединениях подобных положений нет, хотя иногда (в Африканском союзе) имеются некоторые иные нормы, учитывающие современные реалии, предусматривающие в определенных случаях меры принудительного характера по отношению к государствам-членам. На наш взгляд, принцип государственного суверенитета, как он был провозглашен в документах XVII в., сохраняет свое значение, но при анализе отношений в интеграционных объединениях государств важно учитывать не только юридические положения, но и фактическое состояние, реалии и придавать некоторым сторонам принципа государственного суверенитета новое толкование.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)