Результаты Загорского эксперимента с точки зрения философии конкретного идеализма (Флоренский versus Ильенков) [Текст] // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 158-167 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
Загорский эксперимент -- научные эксперименты -- психика -- слепоглухие люди -- становление личности -- тифлосурдопедагогика
Аннотация: Статья посвящена обсуждению Загорского эксперимента. Показывается, что философская интерпретация Загорского эксперимента Э. В. Ильенковым была направлена не только против вульгарно-материалистической, но и против религиозно-идеалистической концепции психики и сознания. Ильенков доказывал, что не слово, речь пробуждают мышление, а дело, практика. Однако в эксперименте участвовала не только знаменитая "четверка", а около 50 детей-инвалидов. При этом высокой степени социализации достигли лишь те участники эксперимента, кто до него владел речью. В статье предпринимается попытка объяснить это с позиций философии конкретного идеализма П. А Флоренского. Флоренский определял человека как существо, строящее орудия. Он выделял грубо-материальные орудия - инструменты, и воздушно-идеальные орудия - слова и понятия. Понятия содержатся и в материальных орудиях. Ильенков прав, что человек может "извлекать" понятия из орудий, а не только из языка. Но слово представляет собой гораздо более удобную и органичную среду для диалектической мысли. Настоящее диалектическое мышление возможно только с использованием языка, в рамках же инструментальной деятельности оно затруднено. Не случайно Загорский эксперимент показал, что обучение обращению с инструментами дает ребенку элементарные навыки, но без слова он не может приобщиться к высокой культуре.


Доп.точки доступа:
Ильенков, Э. В. (советский философ; психолог ; 1924-1979); Флоренский, П. А. (русский философ ; 1882-1937)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)