Gribovskiy, Mikhail V. (PhD in History; Associate Professor).
    Pre-revolutionary Russian Universities in Modern Historiography [Text] = Дореволюционный российский университет в современной историографии / M. V. Gribovskiy // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 1. - С. 192-210. - Библиогр. в сносках. - Библиогр.: с. 205-210 (115 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 63.1 + 63.3(2)5
Рубрики: История
   Историография, 20 в. кон.; 21 в. нач.

   Россия в XVIII в. - 1917 г.--Российская империя, 19 в. кон.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
антропоцентрический подход -- зарубежная историография -- историографические исследования -- история российского образования -- история университетов -- российская историография -- российские университеты -- университетская профессура
Аннотация: Статья посвящена выявлению основных тенденций в отечественной и зарубежной историографии, касающейся российского университета рубежа XIX-XX вв., и определению наиболее перспективных направлений дальнейших исследований. Особое внимание уделено исследованиям университетской профессуры конца имперского периода. Современный этап историко-университетских исследований предлагается отсчитывать с рубежа 1980-х - 1990-х годов, когда в России с изменениями политического строя стали меняться и подходы к изучению университетского прошлого. Отмечается инерционность историографии 1990-х годов, которая хотя и быстро избавилась от идеологических клише, но унаследовала от прошлого подходы и круг проблем, а порой и выводы. Анализируются обзорно-обобщающие труды по истории образования в России, а также исследования, представляющие собой теоретическое осмысление университетского прошлого. Подчеркивается, что в 2000-е годы наметился "социальный поворот", сопровождаемый большим вниманием к "человеческому измерению". К актуальным и перспективным отечественным исследованиям отнесены: изучение внутрикорпоративных отношений преподавателей различных университетов, "университетская конфликтология", изучение академической мобильности, диссертационной культуры в дореволюционной России, проблемы профессорской повседневности и досуга и др. Предлагается, обращаясь к зарубежной историографии, отказаться от формального подхода, предусматривающего ориентацию исключительно на государственные границы. По мнению автора, к отдельной группе следует отнести работы украинских, польских и эстонских историков как исследователей из тех стран, где расположены некоторые университеты бывшей Российской империи. Отмечается, что западноевропейская и американская историография в XX в. не носила такого дискретного характера, как историография отечественная и постсоветская, и сохранила характерный для более раннего времени интерес к проблеме взаимоотношений университета (в лице ученого сообщества и студенчества) и русского общества. Делается вывод о перспективах антропоцентрического подхода к изучению университетской истории.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)