Перри, Морин (профессор).
    Русская народная эсхатология и легенда о Петре I - Антихристе [Текст] / М. Перри // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2016. - № 4. - С. 77-86. - Библиогр.: с. 84-86 (21 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 86.4 + 63.3(2)4 + 63.3(2)5
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Мистика

   История

   Россия в IX - XVII вв., 17 в. кон.

   Россия в XVIII в. - 1917 г., 18 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
Антихрист -- Апокалипсис -- легенды -- народные легенды -- русские народные легенды -- русские цари -- старообрядцы -- цари -- эсхатология
Аннотация: Автор рассматривает "доказательства" того, что Петр является Антихристом: предсказания, что после 1666 г. наступит Конец Света; что Петр - восьмой царь Московского государства (ср. с  восемью царями Апокалипсиса), что даже само его имя походит на имя Симона-волхва (Симона Петрова), первого предтечи Антихриста. Важнейшими признаками сатанинского характера Петра считались его политика, поведение и наружность: брадобритие расценивалось как "печать Антихриста", а те реформы, которые подчинили церковь государству, представлялись узурпацией прерогатив самого Христа, т. е. Антихристовым поведением. Эти идеи о Петре Антихристе были основаны на таких источниках эсхатологических идей, как пророческие книги Библии, святоотеческие сочинения и Кириллова книга 1644 г. Однако разные собеседники проповедников толковали их иначе: они считали, что Петр не может быть Антихристом потому, что он женат. В эсхатологической литературе сохранялась традиция, согласно которой Антихрист должен завоевать Иерусалим: в одном варианте легенды Петр собирался взять не только Иерусалим, но также Царьград и Рим. Некоторые из мотивов легенды о Петре Антихристе походили на мотивы легенды о Петре как "подмененном" царе (царь - немец, занявший место настоящего Петра в детстве или во время Великого посольства Петра в 1697-1698 гг. ) : обе легенды пытались объяснить "странный" характер западнических нововведений Петра, но легенда об Антихристе была более "интеллектуальной" как основанная на глубоком знакомстве ее проповедников (старообрядцев и др. ) со Священным Писанием и эсхатологической литературой.


Доп.точки доступа:
Петр I (царь русский ; 1672-1725)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)