Лочмелис, Елизавета Романовна. Повесть "Юлия" как один из этапов творческой эволюции Н. М. Карамзина [Текст] / Е. Р. Лочмелис> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 6. - С. 112-122. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): дидактическая повесть -- композиция -- конфликтная ситуация -- повести -- психологизм -- сюжетная модель Аннотация: Тема статьи - повесть "Юлия" Н. М. Карамзина в ее отношении к литературному источнику, роману Ж. -Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза", и к поздним повестям автора. "Юлия" - дидактическая повесть, персонажи которой читают "Элоизу", сообразуя свои поступки с содержащимися в этих книгах предписаниями. Несогласие же с идеями Руссо высказывает не автор, а героиня, тогда как на композиционном уровне руссоистский пафос, напротив, утверждается. Сюжетная модель романа "Новая Элоиза - любовный треугольник, включающий персонажей, противопоставленных по критерию "чувствительности", и отражают уже оформившееся расхождение Карамзина со взглядами Руссо. Кроме того, в них отчетливо просматривается романная структура и меняется тип конфликтной ситуации - это не нравственный выбор между добродетелью и пороком, а конфликт художника и толпы, что объясняется переориентацией Карамзина на немецкую романную традицию, в частности на жанр романа воспитания. Доп.точки доступа: Карамзин, Н. М. (русский историк ; 1766-1826); Руссо, Ж.-Ж. (франко-швейцарский философ ; 1712-1778) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |